background1 background2 background2

Король Артур и его легенды

Henry Purcell. Opera “King Arthur” (1691), libretto by John Dryden

Генри Пёрселл. Король Артур. Спектакль Театра старинной музыки, 13.04.2018

Спектакль Театра старинной музыки “Король Артур и его легенды”. Это первая в России постановка оперы Генри Пёрселла “Король Артур” в соответствии с оригинальным либретто Джона Драйдена (в чуть сокращенном варианте). Премьера состоялась 13 апреля 2018 года.

Сценарий и режиссура:
Валерий Крейсберг, Ольга Сильченко, Александр Коган, Евгений Лиманов, Андрей Кирсанов.

Стихотворный перевод либретто на русский язык:
Ольга Сильченко, при участии Александра Когана, Евгения Лиманова, Екатерины Брайловской.

Художник: Екатерина Брайловская.

Видео:

Сцены и музыкальные номера

Щелкнув по ссылке, можно сразу увидеть желаемую сцену из премьеры спектакля “Король Артур и его легенды”.

  1. Распределение ролей.
  2. Overture (Увертюра к опере “Король Артур”).
  3. Ария “How happy the lover”. Анна Сильченко (сопрано), Екатерина Брайловская (флейта), Мария Ефимова (лютня)
  4. Woden, first to thee” (языческие обряды саксов). Александр Качалов, Андрей Кирсанов, Яков Длугач, Михаил Николаев
  5. Хор “Brave souls, to be renown'd in story” (перед битвой).
  6. Military Symphony” (битва бриттов и саксов).
  7. Come if you dare”. Евгений Лиманов (тенор), Александр Коган (баритон), Андрей Яманов (тенор), Александр Телюков (тенор)
  8. Оркестровая интродукция (сцена “Зачарованный лес”).
  9. Hither this way”. Анна Журавлева (сопрано), хор
  10. Come follow me”. Евгения Малеева, Мила Хафизова, Ольга Сильченко, хор
  11. How blest are the shepherds, how happy their lasses” (сцена “Пастухи и пастушки”). Екатерина Брайловская (флейта, вокал), Михаил Поваренных (тенор), Ростислав Ярцев (скрипка, вокал), Михаил Альтшуллер (альт, вокал)
  12. Танец и дуэт “Shepherd, shepherd, leave decoying”. Варвара Прозорова (сопрано), Софья Косачева (меццо-сопрано)
  13. Хор с танцами “Come, shepherds, lead up a lively measure”.
  14. Hornpipe” (оркестр, танцы).
  15. Похищение Эммелины. Екатерина Брайловская (флейта), Мария Ефимова (лютня)
  16. Prelude (Дух Холода превращает лето в зиму).
  17. What ho! thou genius of this isle”. Анна Сильченко (сопрано), Анастасия Лебедева (сопрано)
  18. The Cold Song”, ария Духа Холода (The Cold Genius) “What Power art thou, who from below”. Дмитрий Степано́вич (бас), Анастасия Лебедева (танец)
  19. Prelude (Выход замерзающих людей).
  20. Хор замерзающих людей “See, see, we assemble”.
  21. ’Tis I that have warm’d ye” (битва магов). Анна Сильченко (сопрано), Анастасия Лебедева (танец)
  22. Hornpipe (Third act tune).
  23. Дуэт Сирен “Two Daughters of this Aged Stream are we”. Светлана Куличкова (сопрано), Татьяна Гугуева (сопрано)
  24. Passacaglia “How happy the lover”. Анастасия Лебедева (танец), Антонина Шибалова (танец, Балетная Фея), Антонина Матвеева (сопрано), Яков Длугач (бас) и др.
  25. Trumpet tune (Взятие замка Освальда, победа над саксами).
  26. Round thy Coasts, Fair Nymph of Britain”. Светлана Дорофеева (сопрано), Иван Балашов (бас)
  27. Your hay it is Mow’d, and your Corn is Reap’d” (бог пиршеств Комус и крестьяне). Николай Шабарин (бас), Александр Телюков (тенор), Андрей Кирсанов (тенор) и др.
  28. How happy the lover”. Евгения Малеева (меццо-сопрано), Мила Хафизова (меццо-сопрано)
  29. Fairest Isle” (Ария Венеры). Ирина Пахомова (сопрано), Анастасия Лебедева (танцовщица в белом), Антонина Шибалова (танцовщица в сиреневом)
  30. Chaconne (заключительный танец с участием всех). Анастасия Лебедева (танцовщица в белом), Антонина Шибалова (танцовщица в сиреневом) и др.
  31. Финальный хор “Our natives not alone appear”.
  32. Chaconne, под музыку исполнители по очереди выходят на поклоны.
  33. Поздравление Ольги Сильченко с юбилеем.
  34. Бортнянский, “Многая лета” (музыкальное поздравление Ольги Сильченко).

Генри Пёрселл, Король Артур, спектакль Театра старинной музыки, 13.04.2018

Краткое содержание

Акт 1. Бритты готовятся к решающей битве. Наконец, станет ясно, кто будет управлять их землей: христианин Артур или предводитель саксов, язычник Освальд. Бритты уже победили саксов в десяти боях, к тому же в день Святого Георгия Победоносца было предзнаменование: им сопутствует удача. Артур и Освальд оба влюблены в слепую Эммелину, дочь Герцога Корнуолльского, но она любит только Артура. Освальда поддерживает волшебник Осмонд, которому подчиняется Гримбальд, дух земли. Освальд и Осмонд приносят в жертву лошадей и просят богов помочь победить в предстоящем бою. Бритты выигрывают сражение, саксы бегут с поля боя. Победители исполняют песню триумфа. Гримбальду удается освободить Освальда.

Акт 2. Волшебник Мерлин, поддерживающий Артура, узнает от своего помощника Филиделя, духа воздуха, что Гримбальд под видом пастуха вместе с фуриями планирует обмануть бриттов, сбить их с пути и завести в болота. Филидель пытается показать Артуру выход из леса, но лишь помощь Мерлина помогает победить злые силы. В минуты отдыха пастухи и пастушки исполняют Артуру и его свите пастораль. Освальд с помощью Гримбальда похищает Эммелину и ее служанку Матильду.

Акт 3. Испытания Артура продолжаются. Осмонд замораживает землю и пробуждает Духа Холода. Но Купидон и добрые духи побеждают: теплеет воздух, сходят снега, воскресает природа, оживают люди.

Акт 4. Осмонд решает остановить Артура не страхом, а обольщением. Артур слышит песню двух Сирен, потом его и его свиту очаровывают темные Феи и Эльфы. Артур вскоре понимает, что это иллюзия. Пытаясь выбраться из зачарованного леса, Артур начинает рубить дерево своим мечом и слышит, как из него кричит от боли Эммелина. Филидель доказывает ему, что это еще одна уловка Гримбальда. Артур срубает дерево, чары развеяны, путь к замку Освальда свободен. Артур обезоруживает Освальда. Волшебный эликсир помогает вернуть зрение Эммелине. Артур дарует Освальду жизнь, чтобы саксы вернулись в Германию. Артур и Эммелина воссоединяются. Боги и все присутствующие славят влюбленных.

Действующие лица и исполнители

Артур, король бриттов – Евгений Лиманов.
Аурелиус, друг Артура – Андрей Яманов.
Альбанакт, военачальник Артура – Александр Телюков.
Конон, герцог Корнуолльский – Александр Коган.
Эммелина, дочь Конона, невеста Артура – Анна Сильченко.
Матильда, служанка Эммелины – Елена Баграмова.
Мерлин, добрый волшебник – Иван Балашов.
Филидель, светлый дух, помощник Мерлина – Анна Журавлева.
Освальд, король саксов – Андрей Кирсанов.
Осмонд, злой волшебник – Яков Длугач.
Гримбальд, темный дух, помощник Осмонда – Ольга Сильченко.
Две Фурии, помощницы Гримбальда – Евгения Малеева, Людмила Хафизова.
Два Жреца – Александр Качалов, Михаил Николаев.
Две Сирены – Татьяна Гугуева, Светлана Куличкова.
Дух Холода – Дмитрий Степанович.
Венера, богиня – Ирина Пахомова.
Нереида, нимфа морей Британии – Светлана Дорофеева.
Комус, бог пиршеств и веселья – Николай Шабарин.
Купидон – Анастасия Лебедева.
Балетная Фея со скрипкой – Антонина Шибалова.
Служанка Эммелины с лютней – Мария Ефимова.
Служанка Эммелины с флейтой – Екатерина Брайловская.
Борец за историческую правду – Владимир Мох.
Ведущий – Юрий Ершов.
Рыцари Артура – Юрий Ершов, Антон Ефанов, Владимир Мох, Николай Шабарин, Иван Балашов.
Воины Освальда – Михаил Поваренных, Альберт Бурыкин, Леонид Бурыкин, Сергей Бурыкин.
Светлые Феи – Антонина Матвеева, Ирина Пахомова, Анастасия Лебедева, Елена Колдоба, Мария Ефимова, Екатерина Брайловская, Софья Косачева, Наталья Лельчук, Алла Котова, Татьяна Поздеева, Светлана Дорофеева, Валерия Романова.
Темные Феи – Елизавета Фирсова, Карина Пополова, Александра Ростовцева, Ольга Ворон, Варвара Прозорова, Дарья Мельникова, Валерия Немошкалова, Александра Тертель.
Темные Эльфы – Михаил Поваренных, Альберт Бурыкин, Сергей Бурыкин, Леонид Бурыкин, Александр Качалов, Михаил Николаев.
Ёлки – Наталья Лельчук, Алла Котова, Татьяна Поздеева, Елена Колдоба, Валерия Немошкалова.
Квартет пастушков – Михаил Поваренных, Ростислав Ярцев, Михаил Альтшуллер, Екатерина Брайловская.
Дуэт пастушек – Варвара Прозорова, Софья Косачева.

Генри Пёрселл, Король Артур, спектакль Театра старинной музыки, 13.04.2018

О Генри Пёрселле

Генри Пёрселл – один из величайших композиторов в истории музыки. Еще шестилетним мальчиком он был принят в королевскую капеллу, где получил музыкальное образование. В 1680 году Пёрселл стал органистом в Вестминстерском аббатстве, а всего через два года он был удостоен звания органиста королевской капеллы. В этой должности он и умер 21 ноября 1695 года.

Пёрселл-композитор оставил огромное наследие, которое почти полностью сохранилось в рукописях. Однако о Пёрселле как человеке, о его интересах и духовном мире достоверно не известно почти ничего. От него не осталось ни дневников, ни писем – только одна короткая деловая записка и три прижизненных портрета. Не известен даже год, когда он родился (1658 или 1659). Лишь на надгробной плите имеется надпись, что он умер на тридцать седьмом году жизни – в возрасте гениев.

Пёрселл много и плодотворно работал почти во всех современных ему жанрах. Он сочинял музыку светскую и духовную, вокальную и инструментальную, охотно выполнял частные заказы, писал для королевского дома как придворный композитор. Им создана музыка более чем к шестидесяти театральным постановкам.

Среди них выделяются шесть опер, которые написаны в последний период жизни композитора и являются вершинами его творчества. Это “Дидона и Эней” (1689) – первая английская опера, которая одна могла принести Пёрселлу бессмертие; “Пророчица, или История Диоклетиана” (1690); “Король Артур” (1691); “Королева фей” (по комедии Шекспира “Сон в летнюю ночь”, 1692); “Королева индейцев” (1695) и “Буря” (по Шекспиру, 1695) – последнее сочинение композитора.

Уже современники в полной мере оценили исключительность дарования Пёрселла, отметив, что музыканты такого масштаба рождаются раз в тысячелетие. При этом современники единодушно предсказывали скорое и полное забвение его музыки после смерти. И не ошиблись. Почти двести лет о композиторе никто не вспоминал.

В 1876 году было образовано Пёрселловское общество, поставившее своей целью издание, изучение и исполнение его произведений. К концу двадцатых годов прошлого века была закончена публикация собрания сочинений Пёрселла, составившего 32 тома, и всем стали видны истинные размеры его незаслуженно забытого гения.

Пёрселла похоронили в Вестминстерском аббатстве, где покоятся многие видные представители художественной элиты Англии. На его могиле написано: “Теперь он там, где его гармонии могут быть превзойдены”.