Король Артур и его легенды
Henry Purcell. Opera “King Arthur” (1691), libretto by John Dryden
Спектакль Театра старинной музыки “Король Артур и его легенды”. Это первая в России постановка оперы Генри Пёрселла “Король Артур” в соответствии с оригинальным либретто Джона Драйдена (в чуть сокращенном варианте). Премьера состоялась 13 апреля 2018 года.
Сценарий и режиссура:
Валерий Крейсберг, Ольга Сильченко, Александр Коган, Евгений Лиманов, Андрей Кирсанов.
Стихотворный перевод либретто на русский язык:
Ольга Сильченко, при участии Александра Когана, Евгения Лиманова, Екатерины Брайловской.
Художник: Екатерина Брайловская.
Видео:
- Полная видеозапись премьеры спектакля “Король Артур и его легенды”, состоявшейся 13 апреля 2018 года. Это монтаж съемки с трех камер, с отдельно записанным качественным звуком:
- Фрагмент того же спектакля: ария Духа Холода (“The Cold Song”) и хор замерзающих людей. Стоит отметить, что ария Духа Холода широко известна в исполнении контртеноров, но Генри Пёрселл написал ее вовсе не для контртенора, а для баса, и здесь эту арию исполняет именно бас.
- Телеканал “Моховая, 9” рассказал об этой постановке и о Театре старинной музыки:
- Фрагмент спектакля “Король Артур и его легенды”: Passacaglia “How happy the lover” и другие сцены. Это номер, который Театр старинной музыки исполнил малым составом 1 сентября 2018 года в концерте “День первокурсника – 2018. Концерт-презентация творческих коллективов Культурного центра МГУ”.
- Видеозапись заключительного показа спектакля “Король Артур и его легенды”, состоявшегося 26 октября 2018 года, можно увидеть пока только на сайте media.msu.ru.
- Ниже приводится перечень сцен и музыкальных номеров из спектакля с прямыми ссылками на соответствующие места видеозаписи. Щелкнув по ссылке, можно сразу увидеть желаемый музыкальный номер.
Сцены и музыкальные номера
Щелкнув по ссылке, можно сразу увидеть желаемую сцену из премьеры спектакля “Король Артур и его легенды”.
- Распределение ролей.
- Overture (Увертюра к опере “Король Артур”).
- Ария “How happy the lover”. Анна Сильченко (сопрано), Екатерина Брайловская (флейта), Мария Ефимова (лютня)
- “Woden, first to thee” (языческие обряды саксов). Александр Качалов, Андрей Кирсанов, Яков Длугач, Михаил Николаев
- Хор “Brave souls, to be renown'd in story” (перед битвой).
- “Military Symphony” (битва бриттов и саксов).
- “Come if you dare”. Евгений Лиманов (тенор), Александр Коган (баритон), Андрей Яманов (тенор), Александр Телюков (тенор)
- Оркестровая интродукция (сцена “Зачарованный лес”).
- “Hither this way”. Анна Журавлева (сопрано), хор
- “Come follow me”. Евгения Малеева, Мила Хафизова, Ольга Сильченко, хор
- “How blest are the shepherds, how happy their lasses” (сцена “Пастухи и пастушки”). Екатерина Брайловская (флейта, вокал), Михаил Поваренных (тенор), Ростислав Ярцев (скрипка, вокал), Михаил Альтшуллер (альт, вокал)
- Танец и дуэт “Shepherd, shepherd, leave decoying”. Варвара Прозорова (сопрано), Софья Косачева (меццо-сопрано)
- Хор с танцами “Come, shepherds, lead up a lively measure”.
- “Hornpipe” (оркестр, танцы).
- Похищение Эммелины. Екатерина Брайловская (флейта), Мария Ефимова (лютня)
- Prelude (Дух Холода превращает лето в зиму).
- “What ho! thou genius of this isle”. Анна Сильченко (сопрано), Анастасия Лебедева (сопрано)
- “The Cold Song”, ария Духа Холода (The Cold Genius) “What Power art thou, who from below”. Дмитрий Степано́вич (бас), Анастасия Лебедева (танец)
- Prelude (Выход замерзающих людей).
- Хор замерзающих людей “See, see, we assemble”.
- “’Tis I that have warm’d ye” (битва магов). Анна Сильченко (сопрано), Анастасия Лебедева (танец)
- Hornpipe (Third act tune).
- Дуэт Сирен “Two Daughters of this Aged Stream are we”. Светлана Куличкова (сопрано), Татьяна Гугуева (сопрано)
- Passacaglia “How happy the lover”. Анастасия Лебедева (танец), Антонина Шибалова (танец, Балетная Фея), Антонина Матвеева (сопрано), Яков Длугач (бас) и др.
- Trumpet tune (Взятие замка Освальда, победа над саксами).
- “Round thy Coasts, Fair Nymph of Britain”. Светлана Дорофеева (сопрано), Иван Балашов (бас)
- “Your hay it is Mow’d, and your Corn is Reap’d” (бог пиршеств Комус и крестьяне). Николай Шабарин (бас), Александр Телюков (тенор), Андрей Кирсанов (тенор) и др.
- “How happy the lover”. Евгения Малеева (меццо-сопрано), Мила Хафизова (меццо-сопрано)
- “Fairest Isle” (Ария Венеры). Ирина Пахомова (сопрано), Анастасия Лебедева (танцовщица в белом), Антонина Шибалова (танцовщица в сиреневом)
- Chaconne (заключительный танец с участием всех). Анастасия Лебедева (танцовщица в белом), Антонина Шибалова (танцовщица в сиреневом) и др.
- Финальный хор “Our natives not alone appear”.
- Chaconne, под музыку исполнители по очереди выходят на поклоны.
- Поздравление Ольги Сильченко с юбилеем.
- Бортнянский, “Многая лета” (музыкальное поздравление Ольги Сильченко).
Краткое содержание
Акт 1. Бритты готовятся к решающей битве. Наконец, станет ясно, кто будет управлять их землей: христианин Артур или предводитель саксов, язычник Освальд. Бритты уже победили саксов в десяти боях, к тому же в день Святого Георгия Победоносца было предзнаменование: им сопутствует удача. Артур и Освальд оба влюблены в слепую Эммелину, дочь Герцога Корнуолльского, но она любит только Артура. Освальда поддерживает волшебник Осмонд, которому подчиняется Гримбальд, дух земли. Освальд и Осмонд приносят в жертву лошадей и просят богов помочь победить в предстоящем бою. Бритты выигрывают сражение, саксы бегут с поля боя. Победители исполняют песню триумфа. Гримбальду удается освободить Освальда.
Акт 2. Волшебник Мерлин, поддерживающий Артура, узнает от своего помощника Филиделя, духа воздуха, что Гримбальд под видом пастуха вместе с фуриями планирует обмануть бриттов, сбить их с пути и завести в болота. Филидель пытается показать Артуру выход из леса, но лишь помощь Мерлина помогает победить злые силы. В минуты отдыха пастухи и пастушки исполняют Артуру и его свите пастораль. Освальд с помощью Гримбальда похищает Эммелину и ее служанку Матильду.
Акт 3. Испытания Артура продолжаются. Осмонд замораживает землю и пробуждает Духа Холода. Но Купидон и добрые духи побеждают: теплеет воздух, сходят снега, воскресает природа, оживают люди.
Акт 4. Осмонд решает остановить Артура не страхом, а обольщением. Артур слышит песню двух Сирен, потом его и его свиту очаровывают темные Феи и Эльфы. Артур вскоре понимает, что это иллюзия. Пытаясь выбраться из зачарованного леса, Артур начинает рубить дерево своим мечом и слышит, как из него кричит от боли Эммелина. Филидель доказывает ему, что это еще одна уловка Гримбальда. Артур срубает дерево, чары развеяны, путь к замку Освальда свободен. Артур обезоруживает Освальда. Волшебный эликсир помогает вернуть зрение Эммелине. Артур дарует Освальду жизнь, чтобы саксы вернулись в Германию. Артур и Эммелина воссоединяются. Боги и все присутствующие славят влюбленных.
Действующие лица и исполнители
Артур, король бриттов – Евгений Лиманов.
Аурелиус, друг Артура – Андрей Яманов.
Альбанакт, военачальник Артура – Александр Телюков.
Конон, герцог Корнуолльский – Александр Коган.
Эммелина, дочь Конона, невеста Артура – Анна Сильченко.
Матильда, служанка Эммелины – Елена Баграмова.
Мерлин, добрый волшебник – Иван Балашов.
Филидель, светлый дух, помощник Мерлина – Анна Журавлева.
Освальд, король саксов – Андрей Кирсанов.
Осмонд, злой волшебник – Яков Длугач.
Гримбальд, темный дух, помощник Осмонда – Ольга Сильченко.
Две Фурии, помощницы Гримбальда – Евгения Малеева, Людмила Хафизова.
Два Жреца – Александр Качалов, Михаил Николаев.
Две Сирены – Татьяна Гугуева, Светлана Куличкова.
Дух Холода – Дмитрий Степанович.
Венера, богиня – Ирина Пахомова.
Нереида, нимфа морей Британии – Светлана Дорофеева.
Комус, бог пиршеств и веселья – Николай Шабарин.
Купидон – Анастасия Лебедева.
Балетная Фея со скрипкой – Антонина Шибалова.
Служанка Эммелины с лютней – Мария Ефимова.
Служанка Эммелины с флейтой – Екатерина Брайловская.
Борец за историческую правду – Владимир Мох.
Ведущий – Юрий Ершов.
Рыцари Артура – Юрий Ершов, Антон Ефанов, Владимир Мох, Николай Шабарин, Иван Балашов.
Воины Освальда – Михаил Поваренных, Альберт Бурыкин, Леонид Бурыкин, Сергей Бурыкин.
Светлые Феи – Антонина Матвеева, Ирина Пахомова, Анастасия Лебедева, Елена Колдоба, Мария Ефимова, Екатерина Брайловская, Софья Косачева, Наталья Лельчук, Алла Котова, Татьяна Поздеева, Светлана Дорофеева, Валерия Романова.
Темные Феи – Елизавета Фирсова, Карина Пополова, Александра Ростовцева, Ольга Ворон, Варвара Прозорова, Дарья Мельникова, Валерия Немошкалова, Александра Тертель.
Темные Эльфы – Михаил Поваренных, Альберт Бурыкин, Сергей Бурыкин, Леонид Бурыкин, Александр Качалов, Михаил Николаев.
Ёлки – Наталья Лельчук, Алла Котова, Татьяна Поздеева, Елена Колдоба, Валерия Немошкалова.
Квартет пастушков – Михаил Поваренных, Ростислав Ярцев, Михаил Альтшуллер, Екатерина Брайловская.
Дуэт пастушек – Варвара Прозорова, Софья Косачева.
О Генри Пёрселле
Генри Пёрселл – один из величайших композиторов в истории музыки. Еще шестилетним мальчиком он был принят в королевскую капеллу, где получил музыкальное образование. В 1680 году Пёрселл стал органистом в Вестминстерском аббатстве, а всего через два года он был удостоен звания органиста королевской капеллы. В этой должности он и умер 21 ноября 1695 года.
Пёрселл-композитор оставил огромное наследие, которое почти полностью сохранилось в рукописях. Однако о Пёрселле как человеке, о его интересах и духовном мире достоверно не известно почти ничего. От него не осталось ни дневников, ни писем – только одна короткая деловая записка и три прижизненных портрета. Не известен даже год, когда он родился (1658 или 1659). Лишь на надгробной плите имеется надпись, что он умер на тридцать седьмом году жизни – в возрасте гениев.
Пёрселл много и плодотворно работал почти во всех современных ему жанрах. Он сочинял музыку светскую и духовную, вокальную и инструментальную, охотно выполнял частные заказы, писал для королевского дома как придворный композитор. Им создана музыка более чем к шестидесяти театральным постановкам.
Среди них выделяются шесть опер, которые написаны в последний период жизни композитора и являются вершинами его творчества. Это “Дидона и Эней” (1689) – первая английская опера, которая одна могла принести Пёрселлу бессмертие; “Пророчица, или История Диоклетиана” (1690); “Король Артур” (1691); “Королева фей” (по комедии Шекспира “Сон в летнюю ночь”, 1692); “Королева индейцев” (1695) и “Буря” (по Шекспиру, 1695) – последнее сочинение композитора.
Уже современники в полной мере оценили исключительность дарования Пёрселла, отметив, что музыканты такого масштаба рождаются раз в тысячелетие. При этом современники единодушно предсказывали скорое и полное забвение его музыки после смерти. И не ошиблись. Почти двести лет о композиторе никто не вспоминал.
В 1876 году было образовано Пёрселловское общество, поставившее своей целью издание, изучение и исполнение его произведений. К концу двадцатых годов прошлого века была закончена публикация собрания сочинений Пёрселла, составившего 32 тома, и всем стали видны истинные размеры его незаслуженно забытого гения.
Пёрселла похоронили в Вестминстерском аббатстве, где покоятся многие видные представители художественной элиты Англии. На его могиле написано: “Теперь он там, где его гармонии могут быть превзойдены”.