Дмитрий Степанович Бортнянский
Политическая мистика. Спиритический сеанс
Спектакль Театра старинной музыки на музыку Д. С. Бортнянского (1751–1825) по мотивам его биографии и произведений Д. С. Мережковского.
Премьера спектакля состоялась в 1989 году. Сценарий написал Михаил Зайцев. Постановку осуществил Сергей Княжанский, который был одновременно актером и режиссером Театра старинной музыки. Хореография – Сергей Садовый. Спектакль был очень успешным, но потом его не показывали примерно 15 лет.
6 апреля 2017 года зрители впервые увидели обновленную постановку этого спектакля. Участники Театра старинной музыки Александр Коган, Евгения Малеева, Ольга Сильченко, Андрей Кирсанов и Владимир Мох внесли изменения в сценарий и заново поставили спектакль. Эта новая версия заметно отличается от первоначальной. Можно увидеть обе постановки, каждая имеет свои плюсы.
Исполнители премьеры спектакля, 1989 год:
- Сопрано: Елена Малицкая, Светлана Волкова, Татьяна Гугуева, Вера Злобина, Элла Крачак, Марианна Субботина, Елена Хмельницкая.
- Меццо-сопрано: Елена Зайцева, Евгения Малеева, Наталья Макарова, Екатерина Нехаева, Ольга Сабурова, Евгения Федосеева.
- Тенор: Алексей Фокин, Дмитрий Шерстенников, Виктор Сабуров.
- Баритон: Алексей Яценко, Борис Калганов.
- Бас: Сергей Княжанский, Виктор Николаев.
- 1-я скрипка: Андрей Звонников, Евгения Малюкова, Ирина Дулпе.
- 2-я скрипка: Ольга Бушнина, Анна Трофимова, Ольга Хайкова.
- Альт: Юлия Сысоева, Леонид Фарбер.
- Виолончель: Сергей Крапивин.
- Флейта: Алексей Головастиков, Юрий Давыдов.
- Кларнет: Николай Денисов.
- Клавесин, фортепиано: Лидия Кривошей, Элла Крачак.
- В роли российских монархов: Елизавета – Елена Хмельницкая; Екатерина II – Светлана Волкова, Елена Зайцева; Павел I – Сергей Княжанский; Александр I – Виктор Николаев.
Видео:
-
Первоначальная версия спектакля. Это первая в истории видеозапись выступления Театра старинной музыки, она сделана еще в эпоху СССР, в начале 1989 года. В то время даже цветные фото мало кто делал, а уж видео со звуком… Виктор Сабуров, многолетний участник ТСМ, сумел организовать съемку этого спектакля на любительскую видеокамеру:
-
Обновленная постановка спектакля, 24 октября 2017 года, видео с отдельно записанным качественным звуком:
- Ниже приводится перечень музыкальных номеров из обеих версий спектакля (первоначальной и обновленной) с прямыми ссылками на соответствующие места видеозаписи. Щелкнув по ссылке, можно сразу увидеть желаемый музыкальный номер.
Сцены и музыкальные номера
в первой постановке, 1989 год
Щелкнув по ссылке, можно сразу увидеть желаемую сцену из спектакля.
- Литургия, 1: “Слава Отцу и Сыну”.
- Литургия, 2: “Иже Херувимы”.
- Финал 1-го акта оперы “Алкид” (1778). Алкид – Алексей Фокин (тенор), Аретея – Елена Малицкая (сопрано).
- Литургия, 3: “Верую”.
- Сцена разучивания менуэта из оперы “Празднество” (1786). Мэтр Жак (учитель танцев) – Сергей Княжанский (бас).
- Литургия, 4: “Тебе поем”.
- “Квинтет”, часть 1 (1787).
- Литургия, 5: “Достойно есть”.
- Гимн “Коль славен наш Господь в Сионе” (1790), на стихи М. М. Хераскова.
- Литургия, 6: “Отче наш”.
- Песня “Певец во стане русских воинов”, на стихи В. А. Жуковского. Солисты – Алексей Фокин (тенор), Дмитрий Шерстенников (тенор).
- Литургия, 7: “Хвалите Господа с небес”.
- Концерт № 33 “Вскую прискорбна еси, душе моя”, в 4-х частях.
Сцены и музыкальные номера
в обновленной постановке, 24.10.2017
Щелкнув по ссылке, можно сразу увидеть желаемую сцену из спектакля.
- Увертюра к опере “Сокол”.
- “Многолетие (Многая лета)”. Участники спиритического сеанса – Александр Коган, Валерий Никитин, Михаил Николаев, Ростислав Ярцев
- Концерт № 3 “Господи! Силою Твоею возвеселится царь”, часть 1. Императрица Елизавета – Елизавета Фирсова; придворные холуи – Андрей Кирсанов, Андрей Яманов, Михаил Поваренных
- Ария “Прощая, прощай” из оперы “Сокол”. Федериго – Евгения Малеева, Эльвира – Мила Хафизова
- Литургия, 2: “Иже Херувимы (Херувимская песнь)”. Петр III – Александр Коган
- Фортепианный квинтет (1787), часть 1. Екатерина II – Анна Журавлева; фавориты – Сергей Мельников, Михаил Николаев, Иван Балашов; фрейлина – Дарья Мельникова; секретарь – Владимир Мох; посетители будуара – Валерий Никитин, Андрей Кирсанов, Михаил Альтшуллер, Александр Коган, Михаил Поваренных, Андрей Яманов
- Ария Алкида. Сергей Бобырь
- Сцена из оперы “Алкид” (1778): Эдонида с нимфами наслаждений. Эдонида – Анна Сильченко
- Финал 1-го действия оперы “Алкид”: Аретея с нимфами героических подвигов. Аретея – Ольга Сильченко
- Симфония для малого оркестра, часть 2 (инсценировка). Крестьяне на сенокосе – Евгений Лиманов, Андрей Яманов, Андрей Кирсанов; крестьянки – Евгения Малеева, Мила Хафизова, Мария Ефимова
- Концерт № 33 “Вскую прискорбна еси, душе моя”, часть 1. Солисты: Ирина Пахомова (сопрано), Ольга Сильченко (меццо-сопрано), Михаил Поваренных (тенор), Альберт Бурыкин (бас); Павел I – Валерий Никитин
- Гимн “Коль славен наш Господь в Сионе” (1790), на стихи М. М. Хераскова. Посвящающие – Андрей Яманов, Иван Балашов; посвящаемый – Михаил Николаев
- “Романс о прекрасном Тирсее” из оперы “Сокол”. Анна Журавлёва, Антонина Матвеева
- Сцена разучивания менуэта (дуэт Жака и Жаннотьера) из оперы “Празднество сеньора” (1786). Мэтр Жак (учитель танцев) – Сергей Мельников, Де ля Жаннотьер – Михаил Николаев
- Концерт № 33, часть 2. Александр I – Андрей Яманов
- Песня “Певец во стане русских воинов”, на стихи В. А. Жуковского.
- Концерт № 33, часть 3. Солисты: Светлана Куличкова (сопрано), Евгения Малеева (меццо-сопрано), Андрей Яманов (тенор), Петр Савельев (бас)
- Концерт № 33, часть 4 (финал). Солисты: Татьяна Гугуева (сопрано), Мила Хафизова (меццо-сопрано), Владимир Мох (бас)
Вехи жизни Д. С. Бортнянского
- 1751 – от брака казака Степана Васильевича Бортнянского и Марины Дмитриевны Толстой в городе Глухове Черниговской губернии родился сын Дмитрий, будущий композитор.
- 1757 – отдан в Глуховскую певческую школу.
- 1758 – в числе лучших десяти учеников-певчих отправлен в Санкт-Петербург “к высочайшему двору в хор придворной капелии”.
- 1761 – смерть императрицы Елизаветы, восхождение на престол Петра III.
- 1762 – переворот, восхождение на престол Екатерины II.
- 1764 – исполнил главную мужскую партию царя Адмета в опере Г. Ф. Раупаха «Альцеста» на либретто А. П. Сумарокова.
- 1768 – вместе со своим учителем Бальдассаре Галуппи уехал в Италию, в Венецию.
- 1776 – в Италии написал оперу “Креонт”, которая с треском провалилась.
- 1778 – в венецианском театре “Sant Samuel” прозвучала опера “Алкид”; в Модене поставлена опера “Квинт Фабий”.
- 1779 – возвратился в Россию, стал капельмейстером хора Придворной капеллы.
- 1782 – напечатано первое духовное произведение в России – Херувимская песня № 1 Бортнянского.
- 1784 – назначен учителем музыки великой княгини Марии Федоровны, жены великого князя Павла Петровича.
- 1785 – получил чин коллежского асессора.
- 1786 – для домашних спектаклей в Павловске и Гатчине написал оперы “Празднество сеньора” и “Сокол”.
- 1787 – сочинена последняя опера – “Сын-соперник, или Новая Стратоника”.
- 1796 – смерть императрицы Екатерины II, восхождение на престол Павла I.
- 1796 – получил чин коллежского советника и должность директора Придворной певческой капеллы.
- 1797 – получил чин статского советника.
- 1801 – убийство Павла I, восхождение на престол Александра I.
- 1804 – избран почетным членом Академии художеств.
- 1806 – стал действительным статским советником.
- 1811 – начал заниматься с учеником А. Е. Варламовым.
- 1816 – назначен главным цензором духовно-музыкальных сочинений, исполняемых в церквях.
- 1825 – умер в Санкт-Петербурге, похоронен на Смоленском кладбище.