Галантная Европа
André Campra. «L'Europe galante» (1697),
ballet mis en musique, sur un livret d'Antoine Houdar de La Motte.
Опера-балет XVII века в шести картинах композитора Андре Кампра.
Спектакль Театра старинной музыки, премьера состоялась 13 апреля 1985 года. Режиссер-постановщик – Михаил Коробов, хореограф – В. Абросимов. Это была первая в СССР постановка «Галантной Европы».
В 2008 году зрители увидели этот спектакль Театра старинной музыки в обновленной постановке. Режиссура: Валерий Крейсберг, Александр Коган, Инна Долгих.
Андре Кампра (1660–1744), итальянец по происхождению, свою карьеру во Франции начал с церковной музыки. Поэтому, сочинив свою первую оперу «Галантная Европа», Кампра не поставил под ней свою подпись, так как, будучи автором многих псалмов и молитв, боялся потерять место капельмейстера в соборе Парижской богоматери. Так на партитуре появилось имя Жозефа, брата композитора, виолончелиста Королевской оперы.
Андре Кампра вошел в историю французской музыки как автор двадцати опер. Но только первая его опера, «Галантная Европа» (1697), ставшая родоначальницей нового жанра «оперы-балета», по праву причисляется к шедеврам французской оперы. Возможно, в сочинении некоторых эпизодов оперы композитору помогал его друг и ученик А. К. Детуш (арии Сефизы и Заиды).
После успешной премьеры «Галантной Европы» Кампра преподавал музыку при дворе, а в 1723 году был назначен директором Королевской оперы.
«Галантная Европа» оказалась во многих отношениях новаторским произведением. С этой оперы-балета, пришедшей на смену красивым трагедиям и неизбежным шествиям в ад, возникла тенденция к «спуску с Олимпа на землю», к оттеснению мифологических и аллегорических персонажей, к приближению действия к современности. Все это в соединении со свежестью музыкального, в особенности мелодического дарования Кампра, определило ее особое, «поворотное» значение и длительную популярность.
Кампра был первым, кто с такой ясностью, сценическим совершенством и блеском начал разрушать форму старой придворной оперы, оперы для избранных, создавая новую оперу, дивертисментную и мозаичную по форме, но доступную для многих. Такая демократизация оперного жанра отражала реальные исторические процессы, происходившие во французском обществе: закат «великого века Короля-Солнца», кризис дворянской культуры, бурное развитие идей Просвещения, назревание неотвратимо надвигавшейся революции.
Видео
Можно посмотреть
фрагмент этого спектакля, 08.04.2008: «Венецианский карнавал» [L’entrée de l’Italie (bals masqués vénitiens)].
Солисты: Александра Башилова, Валерий Никитин.
Краткое содержание оперы:
Любовь и Распря – две богини
Всё спорят, кто из них главней.
Одна твердит: «Всё злу подвластно».
Другая: «Нет, любовь сильней».
Чтоб разрешить сей спор, решили
Поехать в небольшой круиз,
Увидеть, как живут в Европе.
К тому ж, богам не нужно виз.
Сперва во Францию, к пейзанам,
Затем в Испанию их путь.
Потом Италия и даже
Гарем турецкий – вот где жуть!
Но только видят: вновь и вновь
Над всеми царствует любовь.