Жизнь великолепного господина Генделя
Представление для кавалеров, дам и простой публики
Фантазия по мотивам биографии Георга Фридриха Генделя (Georg Friedrich Händel, 1685–1759). Спектакль Театра старинной музыки, премьера состоялась в 1995 году.
Сценарий написал Дмитрий Шерстенников. Постановку осуществили Дмитрий Шерстенников, Евгения Малеева, Александр Коган, Валерий Крейсберг.
Можно посмотреть фотографии 2004 года.
Видео
Фрагменты спектакля “Жизнь великолепного господина Генделя”, 5 апреля 2005 года:
Перечень сцен и звучащих в этом видео произведений Генделя (щелкнув по синим цифрам, можно сразу увидеть соответствующую сцену):
• 00:00 Разговорная сцена. Ссора двух примадонн-соперниц.
Фаустина Бордони – Алиса Косьян (меццо-сопрано), Франческа Куццони – Александра Башилова (сопрано), Гендель – Дмитрий Шерстенников, Джон Хайдеггер (владелец театра “Haymarket”) – Александр Коган.
• 01:08 Дуэт “How beautiful are the feet” и хор “Break forth into joy” из оратории “Messiah”.
Солисты: Александра Башилова (сопрано), Алиса Косьян (меццо-сопрано), Андрей Кирсанов (тенор).
• 04:30 Разговорная сцена.
Густавус Вальц (повар Генделя) – Андрей Кирсанов, Гендель – Дмитрий Шерстенников.
• 06:45 “Hallelujah” из оратории “Messiah”.
Вторая жизнь великолепного господина Генделя
В апреле 2013 года зрители увидели обновленную постановку этого спектакля. Существенное отличие от изначальной версии было лишь в том, что в конце спектакля добавилось еще несколько арий. Эта последняя сцена была названа “Вторая жизнь великолепного господина Генделя”. Такое же название получил и весь спектакль в новой постановке.
Видео
1. Сцена из спектакля “Вторая жизнь великолепного господина Генделя”, 25 октября 2013 года:
Сцены и звучащие в этом видео произведения Генделя:
• 00:00 Разговорная сцена. Мэри Пэндервес (миссис Делани) – Нина Солодовникова, Густавус Вальц (повар Генделя) – Андрей Кирсанов, Гендель – Евгений Лиманов.
• 00:42 Ария Клеопатры “Piangerò la sorte mia” из оперы “Юлий Цезарь в Египте (Giulio Cesare in Egitto)”.
Нина Солодовникова (сопрано).
2. Фрагмент спектакля “Вторая жизнь великолепного господина Генделя”, 25 октября 2013 года:
Сцены и звучащие в этом видео произведения Генделя (щелкнув по синим цифрам, можно сразу увидеть соответствующую сцену):
• 00:00 Разговорная сцена. Гендель – Евгений Лиманов, Густавус Вальц (повар Генделя) – Андрей Кирсанов, Мэри Пэндервес (миссис Делани) – Нина Солодовникова.
• 00:56 “O thou that tellest good tidings to Zion” из оратории “Messiah”.
Солисты: Евгения Малеева (меццо-сопрано), Александр Коган (бас), Андрей Кирсанов (тенор).
• 07:10 Появление Короля. Звучит “Christian march (Marcia, Марш крестоносцев)” из оперы “Rinaldo”.
• 08:53 Разговорные сцены. Король – Владимир Мох, Принц Уэльский – Сергей Бобырь, Гендель – Евгений Лиманов, Джон Хайдеггер (владелец театра “Haymarket”) – Александр Коган.
• 12:16 “Son come navicella” из итальянской кантаты “Lungi dal mio bel nume”.
Франческа Куццони – Екатерина Чудакова (сопрано).
• 15:35 Разговорная сцена: Принц Уэльский, Король, Гендель.
• 16:44 “For unto us a child is born” из оратории “Messiah”.
3. Хор “Аллилуйя” из оратории Генделя “Мессия”,
фрагмент спектакля “Вторая жизнь великолепного господина Генделя”, 25 октября 2013 года:
Персонажи и события
Георг Фридрих Гендель
Густавус Вальц
Повар Генделя, исполнитель уникальной по сложности (диапазоном в три октавы) партии Полифема в опере “Ацис и Галатея”, а также партии Саула в оратории “Саул”.
Мэри Пэндервес
(впоследствии Миссис Делани) познакомилась с Генделем в 1710 г., когда Джон Хайдеггер привел его в дом ее отца. Всю жизнь была преданным (платонически) другом Генделя и “знатоком оперы”.
Компания южных морей
(акционером которой был и Гендель) в 1719 году открыла подписку на “облигации ренты”, которые, как считалось, были надежно обеспечены облигациями госзайма. После невиданного всплеска спекуляций, в которых приняло участие чуть ли не все население Англии, стремительного роста могущества компании, ее судебных исков против нескольких мелких махинаторов, осенью 1720 года “Компания южных морей” обанкротилась. Директора сбежали с деньгами. Выяснилось, что в деле замешаны члены консервативного кабинета. Правительство пало, канцлера заключили в Тауэр.
Патрик Делани
Преподобный Патрик Делани, доктор теологии, на премьере “Мессии” в Дублине во время исполнения певицей арии, не в силах сдержать свои чувства, воскликнул: “Женщина, за твое пение тебе простятся грехи твои!”
Франческа Куццони
Величайшее сопрано XVIII века, известна строптивым характером, неоднократными перепалками с Генделем, который грозился “выкинуть ее в окно”.
Фаустина Бордони
Величайшее меццо-сопрано XVIII века, родом из Венеции, в Лондон была приглашена в 1726 году, так как Куццони была в декретном отпуске. Известен случай, когда Франческа Куццони и Фаустина Бордони буквально подрались во время представления на глазах у публики.
Джон Джеймс Хайдеггер
Познакомился с Генделем в 1710 году. По словам Пэндэрвес, “деспот” и “самый некрасивый человек, которого я когда-либо видела”. С 1715 года – съемщик-продюсер театра “Haymarket”, по совместительству – декоратор и иногда либреттист. В трудное для Генделя время сдает театр противникам Генделя из Дворянской оперы.
Георг II
Король Англии, второй царствующий представитель Ганноверской династии, на троне с 1727 года. Искусный интриган, поклонник Генделя.
Фредерик, Принц Уэльский
Враждуя с королем, стремился разорить Генделя. Организовал враждебную Генделю “Дворянскую оперу”, где в качестве композиторов работали Бонончини, Пепуш, Глюк, Сандони, а возглавлял ее мстительный тенор-кастрат Сенесино. Жена принца, Августа, герцогиня Саксготская, в конце концов помирила его с Генделем. Уязвленный король лишил Генделя пособия 1000 фунтов в год.
Франческо Бернарди
(сценическое имя Сенесино) – тенор-кастрат, кумир целого поколения лондонцев, обладал чарующим голосом. Однажды на представлении оперы Генделя “Юлий Цезарь” в тот момент, когда Сенесино должен был петь “Цезарь никогда не знал, что такое страх”, упала декорация. От неожиданности Сенесино онемел и заплакал.