«Оглянуться не успели, 40 лет как пролетели»
Юбилейное представление Театра старинной музыки
Часть III. «Музыкальное ассорти»
Ноябрь 2022 года
Театр старинной музыки готовился показать это представление в ознаменование своего сорокалетнего юбилея в апреле 2020 года в Большом зале Дворца культуры МГУ. Но с 1 апреля в Москве был введен строгий режим самоизоляции из-за пандемии коронавируса, и с тех пор долгое время Театр мог устраивать только онлайн-концерты. Время шло, наступил 2022 год, а Большой зал ДК МГУ по-прежнему оставался недоступным для выступлений из-за сохранявшихся ограничений на массовые мероприятия. Было решено найти другую «площадку».
Первую часть своего юбилейного представления, которая получила название «Старинная музыка. Любимые сцены из любимых спектаклей», Театр старинной музыки показал в феврале 2022 года в Большом зале Центрального Дома учёных (Пречистенка, 16) и на сцене Муниципального бюджетного учреждения «Дом культуры Мосрентген».
Вторая часть юбилейного представления, получившая название «Не очень старинная музыка», была показана в мае 2022 года ровно на тех же двух площадках.
Третью и последняю часть юбилейного представления, «Музыкальное ассорти», которому посвящена эта страница, зрители увидели 17 ноября 2022 года в Большом зале Центрального Дома учёных, а 16 ноября – в Большом зале ДК МГУ, причем на этой родной площадке Театр старинной музыки получил возможность выступить впервые за три года, так что это стало знаменательным и очень приятным событием.
На этой странице сначала идёт раздел, посвящённый выступлению в ДК МГУ, а при желании можно сразу перейти в раздел «Центральный Дом учёных, 17 ноября 2022 года».
Большой зал ДК МГУ, 16 ноября 2022 года
Всё выступление целиком можно посмотреть прямо отсюда:
Программа юбилейного представления
Щёлкнув по гиперссылке, можно сразу увидеть видеозапись соответствующего номера из выступления в Большом зале ДК МГУ.
Пролог
-
Русский кант XVIII века «Ах, коль преславно без печали жити».
Валерий Крейсберг, Евгения Малеева, хор и оркестр Театра старинной музыки. -
О композиторе, опере и её финале – грубом фарсе «Пирам и Фисба».
Валерий Крейсберг, Александр Звонов. -
Сцена: «А вот и царственные особы – Тезей, Ипполита и придворная свита».
Тезей – Александр Коган; Ипполита – Ольга Бут; придворная свита: Елена – Анна Журавлёва, Гермия – Анна Михалёва, Лизандра – Ольга Ворон, Деметра – Светлана Дорофеева. -
Грубый фарс «Пирам и Фисба (Pyramus and Thisbe)».
Бродячие музыканты, не искушенные в почитаньи муз, развлекают царственных особ претрагичнейшим фарсом.
Пирам – Евгения Малеева; Фисба – Валерий Никитин; Стена – Анна Сильченко; Лев – Ольга Сильченко, Луна – Жанна Ерёменко, Пролог – Александр Качалов. -
Финальный хор с Титанией и Обероном.
Титания и Оберон прекращают вакханалию и соединяют всех влюблённых.
Титания – Татьяна Гугуева; Оберон – Сергей Бобырь; Пэк – Александр Звонов. - Вступительное слово Валерия Крейсберга.
-
Eduardo di Capua (1865–1917). Неаполитанская песня «’O sole mio», на стихи Giovanni Capurro.
Солисты: Алексей Фокин, Сергей Бобырь, Андрей Кирсанов, Валерий Никитин. - Валерий Крейсберг рассказывает о спектакле «Английское начало»: это спектакль-матч между оперой Генри Пёрселла «Королева фей» (Henry Purcell, “The Fairy Queen”, 1692) и балладной оперой Джона Гея «Опера нищих» (John Gay, “The Beggar’s Opera”, 1728), при участии мюзикла Бенни Андерссона и Бьёрна Ульвеуса «Шахматы» (Benny Andersson, Björn Ulvaeus, “Chess”, 1984).
-
Сцена: Ссора Титании и Оберона. Опера «Королева фей» делает первый ход.
Титания – Татьяна Гугуева; Оберон – Александр Коган; Пэк – Александр Звонов. -
Сцена: Леди улицы и джентльмены с большой дороги. «Опера нищих» делает ответный ход.
Мэкхит – Андрей Кирсанов; Долли Дай – Анна Журавлёва; Бетти Стибри – Анна Михалёва. -
Сцена: Титания влюбляется в осла, опера «Королева фей».
Титания – Татьяна Гугуева; Оберон – Александр Коган; Пэк – Александр Звонов; Боттом (превращённый в осла) – Александр Качалов. -
Henry Purcell. «If love’s a sweet passion», из оперы «Королева фей».
Солистка – Ольга Бут (сопрано). -
Сцена: «Опера нищих» делает ответный ход.
Мэкхит – Андрей Кирсанов; Дженни Козни – Екатерина Быркина. - John Gay. «Come, sweet lass» из «Оперы нищих».
-
Сцена: «Именем королевы беру вас под арест!».
Пичем – Михаил Альтшуллер; Мэкхит – Андрей Кирсанов. -
Сцена: Опера «Королева фей» подаёт протест, далее следуют прения сторон.
Оберон – Александр Коган; Мэкхит – Андрей Кирсанов; миссис Пичем – Евгения Малеева. -
«Квартет» из мюзикла «Шахматы» (Benny Andersson, Björn Ulvaeus, “Chess”, 1984).
Солисты: Евгения Малеева (меццо-сопрано), Александр Коган (баритон), Андрей Кирсанов (тенор), Валерий Крейсберг (тенор). -
«You and I», финальный хор из мюзикла «Шахматы» (Benny Andersson, Björn Ulvaeus, “Chess”, 1984).
Солисты: Евгения Малеева (меццо-сопрано), Александр Коган (баритон), Андрей Кирсанов (тенор), Валерий Крейсберг (тенор). - Вступительное слово Валерия Крейсберга.
-
Объявление номера.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943). Романс «Не пой, красавица, при мне», на стихи А. С. Пушкина. Оркестровка: Е. Самадашвили.
Солистка: Анна Сильченко (сопрано). -
Объявление номера.
Михаил Иванович Глинка (1804–1857). Романс «В крови горит огонь желанья», на стихи А. С. Пушкина. Переложение для хора: Я. Дубравин.
Солисты: Жанна Бадалян (сопрано), Сергей Бобырь (тенор). -
Объявление номера.
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869). «Мельник», на стихи А. С. Пушкина. Переложение для хора: Л. Шохин.
Мельник – Александр Звонов; Жёнка – Ольга Ворон; Любовник – Василий Барамиа. -
Объявление номера.
Джордж Гершвин (1898–1937). Плач Сирины, из оперы «Порги и Бесс».
Солистка: Антонина Матвеева (сопрано). -
Объявление номера.
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893). Ария Елецкого («Я вас люблю, люблю безмерно…») из оперы «Пиковая дама».
Елецкий – Дмитрий Степано́вич (бас); Лиза – Евгения Малеева (меццо-сопрано). - Вступительное слово Валерия Крейсберга.
-
Жан-Батист Арбан (1825–1889). «Венецианский карнавал (Fantaisie and Variations on The Carnival of Venice)».
Солист: Василий Барамиа (труба). Танцует Антонина Шибалова.
Хореографический номер создан Антониной Шибаловой на основе хореографии Жозефа Мазилье в редакции Мариуса Петипа, представленной в балете «Le Diable amoureux», где есть музыка, сильно перекликающаяся с «Венецианским карнавалом» Арбана. - Об Артуре Салливане и его произведении.
- Краткое содержание, представление персонажей.
- Вступительный хор «С вами мы теперь в Титипу».
-
Сцена: Нанки-Пу разговаривает с лордами Пу-Ба и Киш-Миш о своей возлюбленной, Ям-Юм.
Нанки-Пу – Валерий Никитин; Пу-Ба – Сергей Бобырь; Киш-Миш – Михаил Альтшуллер. -
Ария благородных лордов Пу-Ба и Киш-Миша «Наш Микадо всех мудрей…»
Пу-Ба – Сергей Бобырь (тенор); Киш-Миш – Михаил Альтшуллер (баритон). -
Сцена: Нанки-Пу узнаёт от лорда Пу-Ба неутешительные известия о своей возлюбленной Ям-Юм.
Нанки-Пу – Валерий Никитин; Пу-Ба – Сергей Бобырь. -
Появляется Ям-Юм: «Да, я действительно красива».
Ям-Юм – Анна Сильченко. -
Ям-Юм поёт песню «Небесный луч весьма могуч».
Ям-Юм – Анна Сильченко (сопрано). - Дальнейший сюжет: Нанки-Пу получает предложение жениться на Ям-Юм, а через месяц взойти на эшафот. Микадо узнаёт, что Нанки-Пу – его сын.
-
Хор «Миясама, миясама». Появляются Микадо и Кати-Ша.
Микадо – Андрей Кирсанов; Кати-Ша – Евгения Малеева. -
Сцена: Микадо вершит суд. Все помилованы. Свадьба. Happy end.
Микадо – Андрей Кирсанов; Кати-Ша – Евгения Малеева; Пу-Ба – Сергей Бобырь; Ко-Ко – Александр Качалов; Нанки-Пу – Валерий Никитин; Ям-Юм – Анна Сильченко. -
Финальный хор «Он женился на юной Ям-Юм». «Теперь для нас пришла пора пуститься в пляс, кричать “Ура!”»
Микадо – Андрей Кирсанов; Кати-Ша – Евгения Малеева. - Анонс грядущей премьеры: «Синяя борода» Жака Оффенбаха.
- Валерий Крейсберг поздравляет с днём рождения участников выступления: флейтиста Николая Романова и одну из основателей Театра старинной музыки Евгению Малееву.
- «Оглянуться не успели, 40 лет как пролетели», на музыку из оперы Джоаккино Россини «Золушка».
-
Жак Оффенбах (1819–1880). «Адский галоп (канкан)» из оперы-буфф «Орфей в аду».
Участники представления выходят на поклоны.
Из оперы Бриттена «Сон в летнюю ночь», по комедии Шекспира
Benjamin Britten (1913–1976), “A Midsummer Night's Dream”
Поздравление от Алексея Фокина и всех теноров
Из спектакля «Английское начало»
«Великие aрии и любимые романсы»
Фрагменты новогодней композиции Театра старинной музыки
Поздравление от оркестра Театра старинной музыки
Из спектакля «Микадо, или Город Титипу»
Arthur Sullivan (1842–1900), “The Mikado; or, The Town of Titipu”
Эпилог
Исполнители
Камерный хор Театра старинной музыки
- Сопрано: Жанна Бадалян, Анна Сильченко, Мария Булатникова, Ольга Бут, Екатерина Быркина, Елизавета Васюра, Анастасия Владимирцева, Ольга Ворон, Татьяна Гугуева, Светлана Дорофеева, Мария Ефимова, Анна Журавлёва, Светлана Куличкова, Анастасия Лебедева, Антонина Матвеева, Любовь Меньшикова, Анна Михалёва, Елизавета Смирнова, Елизавета Фирсова.
- Альты: Евгения Малеева, Ольга Сильченко, Елена Баграмова, Софья Быкова, Маргарита Власенко, Наталья Лельчук, Дарья Мельникова, Анастасия Манахова, Александра Тертель, Ульяна Титанюк, Варвара Чернова.
- Тенора: Сергей Бобырь, Андрей Кирсанов, Валерий Никитин.
- Басы: Александр Звонов, Александр Качалов, Александр Коган.
Камерный оркестр Театра старинной музыки
- Первые скрипки: Елена Буланова, Светлана Булатова, Анжелика Литвиненко, Татьяна Седова, Екатерина Колударова.
- Вторые скрипки: Ева Фирсова, Татьяна Ефимова, Анна Корнейчик, Ольга Левашёва, Мария Левашёва, Алиса Субачева, Вера Теплицкая, Ирина Черненко, Антонина Шибалова.
- Альт: Михаил Альтшуллер, Сергей Коганов.
- Виолончель: Валерия Курочкина, Алексей Забродин, Владимир Смирнов, Иван Фокин.
- Контрабас: Валерий Валиев, Дмитрий Резанов.
- Флейта: Екатерина Смирнова, Елена Голубева, Анна Гордеева, Николай Романов.
- Труба: Василий Барамиа.
- Ударные: барабан – Екатерина Быркина; трещотка – Александр Качалов; тарелки – Евгения Малеева; бубен – Жанна Бадалян; треугольники – Анастасия Владимирцева, Мария Булатникова.
- Фортепиано: Елена Токко, Юлия Левина, Елена Хан.
- Концертмейстеры оркестра: Елена Буланова, Валерия Курочкина, Михаил Альтшуллер.
Художественный руководитель и дирижёр: Валерий Крейсберг.
Режиссура: Александр Коган, Ольга Сильченко, Евгения Малеева, Елена Токко.
Видеоинсталляция: Евгений Лиманов.
Постановочная часть в ДК МГУ: Сергей Давидов, Николай Церингер.
Директор Театра старинной музыки: Татьяна Гугуева.
Центральный Дом учёных, 17 ноября 2022 года
Всё выступление целиком можно посмотреть прямо отсюда:
Программа юбилейного представления
Щёлкнув по гиперссылке, можно сразу увидеть видеозапись соответствующего номера из выступления в Центральном Доме учёных.
Пролог
-
Русский кант XVIII века «Ах, коль преславно без печали жити».
Валерий Крейсберг, Евгения Малеева, хор и оркестр Театра старинной музыки. -
О композиторе, опере и её финале – грубом фарсе «Пирам и Фисба».
Валерий Крейсберг, Александр Звонов. -
Сцена: «А вот и царственные особы – Тезей, Ипполита и придворная свита».
Тезей – Александр Коган; Ипполита – Ольга Бут; придворная свита: Елена – Анна Журавлёва, Гермия – Анна Михалёва, Лизандра – Ольга Ворон, Деметра – Светлана Дорофеева. -
Грубый фарс «Пирам и Фисба (Pyramus and Thisbe)».
Бродячие музыканты, не искушенные в почитаньи муз, развлекают царственных особ претрагичнейшим фарсом.
Пирам – Евгения Малеева; Фисба – Валерий Никитин; Стена – Анна Сильченко; Лев – Ольга Сильченко, Луна – Жанна Ерёменко, Пролог – Александр Качалов. -
Финальный хор с Титанией и Обероном.
Титания и Оберон прекращают вакханалию и соединяют всех влюблённых.
Титания – Татьяна Гугуева; Оберон – Сергей Бобырь; Пэк – Александр Звонов. - Вступительное слово Валерия Крейсберга.
-
Eduardo di Capua (1865–1917). Неаполитанская песня «’O sole mio», на стихи Giovanni Capurro.
Солисты: Алексей Фокин, Сергей Бобырь, Андрей Кирсанов, Валерий Никитин. - Валерий Крейсберг рассказывает о спектакле «Английское начало»: это спектакль-матч между оперой Генри Пёрселла «Королева фей» (Henry Purcell, “The Fairy Queen”, 1692) и балладной оперой Джона Гея «Опера нищих» (John Gay, “The Beggar’s Opera”, 1728), при участии мюзикла Бенни Андерссона и Бьёрна Ульвеуса «Шахматы» (Benny Andersson, Björn Ulvaeus, “Chess”, 1984).
-
Сцена: Ссора Титании и Оберона. Опера «Королева фей» делает первый ход.
Титания – Татьяна Гугуева; Оберон – Александр Коган; Пэк – Александр Звонов. -
Сцена: Леди улицы и джентльмены с большой дороги. «Опера нищих» делает ответный ход.
Мэкхит – Андрей Кирсанов; Долли Дай – Анна Журавлёва; Бетти Стибри – Анна Михалёва. -
Сцена: Титания влюбляется в осла, опера «Королева фей».
Титания – Татьяна Гугуева; Оберон – Александр Коган; Пэк – Александр Звонов; Боттом (превращённый в осла) – Александр Качалов. -
Henry Purcell. «If love’s a sweet passion», из оперы «Королева фей».
Солистка – Ольга Бут (сопрано). -
Сцена: «Опера нищих» делает ответный ход.
Мэкхит – Андрей Кирсанов; Дженни Козни – Екатерина Быркина. - John Gay. «Come, sweet lass» из «Оперы нищих».
-
Сцена: «Именем королевы беру вас под арест!».
Пичем – Михаил Альтшуллер; Мэкхит – Андрей Кирсанов. -
Сцена: Опера «Королева фей» подаёт протест, далее следуют прения сторон.
Оберон – Александр Коган; Мэкхит – Андрей Кирсанов; миссис Пичем – Евгения Малеева. -
«Квартет» из мюзикла «Шахматы» (Benny Andersson, Björn Ulvaeus, “Chess”, 1984).
Солисты: Евгения Малеева (меццо-сопрано), Александр Коган (баритон), Андрей Кирсанов (тенор), Валерий Крейсберг (тенор). -
«You and I», финальный хор из мюзикла «Шахматы» (Benny Andersson, Björn Ulvaeus, “Chess”, 1984).
Солисты: Евгения Малеева (меццо-сопрано), Александр Коган (баритон), Андрей Кирсанов (тенор), Валерий Крейсберг (тенор). - Вступительное слово Валерия Крейсберга.
-
Объявление номера.
Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943). Романс «Не пой, красавица, при мне», на стихи А. С. Пушкина. Оркестровка: Е. Самадашвили.
Солистка: Анна Сильченко (сопрано). -
Объявление номера.
Михаил Иванович Глинка (1804–1857). Романс «В крови горит огонь желанья», на стихи А. С. Пушкина. Переложение для хора: Я. Дубравин.
Солисты: Жанна Бадалян (сопрано), Сергей Бобырь (тенор). -
Объявление номера.
Александр Сергеевич Даргомыжский (1813–1869). «Мельник», на стихи А. С. Пушкина. Переложение для хора: Л. Шохин.
Мельник – Александр Звонов; Жёнка – Ольга Ворон; Любовник – Василий Барамиа. -
Объявление номера.
Джордж Гершвин (1898–1937). Плач Сирины, из оперы «Порги и Бесс».
Солистка: Антонина Матвеева (сопрано). -
Объявление номера.
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893). Ария Елецкого («Я вас люблю, люблю безмерно…») из оперы «Пиковая дама».
Елецкий – Дмитрий Степано́вич (бас); Лиза – Евгения Малеева (меццо-сопрано). - Вступительное слово Валерия Крейсберга.
-
Жан-Батист Арбан (1825–1889). «Венецианский карнавал (Fantaisie and Variations on The Carnival of Venice)».
Солист: Василий Барамиа (труба). Танцует Антонина Шибалова.
Хореографический номер создан Антониной Шибаловой на основе хореографии Жозефа Мазилье в редакции Мариуса Петипа, представленной в балете «Le Diable amoureux», где есть музыка, сильно перекликающаяся с «Венецианским карнавалом» Арбана. - Об Артуре Салливане и его произведении.
- Краткое содержание, представление персонажей.
- Вступительный хор «С вами мы теперь в Титипу».
-
Сцена: Нанки-Пу разговаривает с лордами Пу-Ба и Киш-Миш о своей возлюбленной, Ям-Юм.
Нанки-Пу – Валерий Никитин; Пу-Ба – Сергей Бобырь; Киш-Миш – Михаил Альтшуллер. -
Ария благородных лордов Пу-Ба и Киш-Миша «Наш Микадо всех мудрей…»
Пу-Ба – Сергей Бобырь (тенор); Киш-Миш – Михаил Альтшуллер (баритон). -
Сцена: Нанки-Пу узнаёт от лорда Пу-Ба неутешительные известия о своей возлюбленной Ям-Юм.
Нанки-Пу – Валерий Никитин; Пу-Ба – Сергей Бобырь. -
Появляется Ям-Юм: «Да, я действительно красива».
Ям-Юм – Анна Сильченко. -
Ям-Юм поёт песню «Небесный луч весьма могуч».
Ям-Юм – Анна Сильченко (сопрано). - Дальнейший сюжет: Нанки-Пу получает предложение жениться на Ям-Юм, а через месяц взойти на эшафот. Микадо узнаёт, что Нанки-Пу – его сын.
-
Хор «Миясама, миясама». Появляются Микадо и Кати-Ша.
Микадо – Андрей Кирсанов; Кати-Ша – Евгения Малеева. -
Сцена: Микадо вершит суд. Все помилованы. Свадьба. Happy end.
Микадо – Андрей Кирсанов; Кати-Ша – Евгения Малеева; Пу-Ба – Сергей Бобырь; Ко-Ко – Александр Качалов; Нанки-Пу – Валерий Никитин; Ям-Юм – Анна Сильченко. -
Финальный хор «Он женился на юной Ям-Юм». «Теперь для нас пришла пора пуститься в пляс, кричать “Ура!”»
Микадо – Андрей Кирсанов; Кати-Ша – Евгения Малеева. - Анонс грядущей премьеры: «Синяя борода» Жака Оффенбаха.
- Валерий Крейсберг поздравляет с днём рождения участницу выступления Марию Ефимову.
- «Оглянуться не успели, 40 лет как пролетели», на музыку из оперы Джоаккино Россини «Золушка».
-
Жак Оффенбах (1819–1880). «Адский галоп (канкан)» из оперы-буфф «Орфей в аду».
Участники представления выходят на поклоны.