Горебогатырь Косометович
Русская комическая опера по либретто российской императрицы Екатерины II. Музыку написал живший в России испанский композитор Висенте Марти́н-и-Соле́р (Vicente Martín y Soler). Впервые эта опера была показана в Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге в 1789 году.
Театр старинной музыки поставил оперу «Горебогатырь Косометович» в 2001 году, премьера состоялась 23 марта. Постановку осуществили Дмитрий Шерстенников, Илзе Кикере, Валерий Крейсберг, Александр Коган.
Можно посмотреть фотографии 2001 года.
В 2005 году Театр старинной музыки показал краткую версию этого спектакля.
Видео
Полная видеозапись краткой версии спектакля
«Горебогатырь Косометович», 5 апреля 2005 года
(с улучшенным, подреставрированным звуком,
опубликовано 06.11.2020):
Музыкальные номера, звучащие в этом спектакле (щелкнув по синим цифрам, можно сразу увидеть соответствующую сцену):
- 02:00 Хор «Оставя хлопоты, работы»
- 04:34 Хор «Горебогатырь вас молит»
- 13:58 Квартет Горебогатыря, Кривомозга, Торопа и Громкобая с хором «Ступай, поедем, братцы»
- 17:21 Хор «Лишь в дверях, лишь в дверях приметим»
- 18:28 Дуэт Гремилы и Горебогатыря «Мне рыцарски дела приятны»
- 21:33 Хор «Пословица сбылась»
Роли исполняли:
Горебогатырь Косометович – Альберт Бурыкин;
Косомет (умерший отец Горебогатыря) – Владимир Мох;
Локтмета (мать Горебогатыря) – Ольга Сильченко;
Кривомозг (конюший Горебогатыря) – Дмитрий Шерстенников;
Тороп (щитоносец Горебогатыря) – Андрей Кирсанов;
Гремила Шумиловна (невеста Горебогатыря) – Вера Ивченкова;
Степанида Даниловна (мать Гремилы) – Елена Ставнивенко;
Громкобай (казначей Локтметы) – Олег Белозеров;
Ястреб – Валерий Никитин;
Хорёк – Михаил Николаев;
Поп – Александр Коган;
Придворные Локтметы – Валерий Никитин, Михаил Николаев, Александр Коган, В. Орионов, Вячеслав Шталкин;
Барские барыни Локтметы – Алиса Косьян, А. Константинова, Н. Снимщикова;
Простые барыни – Татьяна Гугуева, Ирина Павлова, Карина Пополова, Александра Тертель.
Об опере
Екатерина II (1729-1796), российская императрица с 1762 года, написала либретто пяти опер: «Новгородский богатырь Болеславич» Евстигнея Фомина, «Горебогатырь Косометович» Винсенте Мартин-и-Солера, «Февей» Василия Пашкевича, «Федул с детьми» Василия Пашкевича и Винсенте Мартин-и-Солера, «Начальное управление Олега» Джузеппе Сарти, Карло Каноббио и Василия Пашкевича.
Работу над либретто для оперы «Горебогатырь Косометович» Екатерина начала в сентябре 1788 года и завершила к концу года. Правда, литературовед Александр Николаевич Пыпин (1833–1904) утверждал, что арии в этой опере были написаны секретарем императрицы, Александром Васильевичем Храповицким.
Основу сюжета Екатерина взяла из сказки о Фуфлыче-Богатыре, с которой познакомил ее граф Григорий Орлов. На основе этой сказки Екатерина написала пародию на своего двоюродного брата, короля Швеции Густава III (1746–1792), который в 1788 году попытался напасть на Россию, но не смог даже взять крепость Нейшлот, защищавшуюся незначительным гарнизоном под командованием безрукого коменданта Баранова. Считается, что в образе Горебогатыря изображен именно Густав III. Который, кстати, плохо кончил: в 1792 году был смертельно ранен участником дворянского заговора, а своей посмертной известностью обязан не столько себе, сколько опере Джузеппе Верди «Бал-маскарад», сюжет которой основан на истории убийства Густава III.
Опера «Горебогатырь Косометович» была впервые показана 20 января 1789 года в Эрмитажном театре в Санкт-Петербурге. Чтобы избежать политического скандала, Екатерина поместила в печатное либретто пометку: «На городском театре не давать, ради Иностранных Министров». В Москве же играть «Горебогатыря» в городском театре было разрешено, так как «там не находятся Иностранные Министры». Опера имела столь большой успех, что великие князья, внуки Екатерины II Александр и Константин выучили ее наизусть.
Князь Григорий Потемкин, вернувшись в столицу после взятия Суворовым Измаила, стал противодействовать публичным постановкам пьесы, поэтому возникло предположение, что в образе Горебогатыря он увидел намек на себя самого.
У современного зрителя, мало что знающего про короля Густава III, опера может вызвать ассоциацию с другими событиями и персонажами. Карл Петер Ульрих, будущий российский император Петр III, «взял за себя» Софию Августу Фредерику, будущую императрицу Екатерину II. Отношения Петра с женой не сложились с самого начала. Через девять лет Екатерина родила сына, которого назвали Павлом. И, прямо как в либретто оперы: Павел «был по седьмому году», когда отец его умер (предположительно насильственной смертью, после отречение от престола), и остался он тогда «сиротою, с одною матерью». Уже с юных лет Павла стала занимать идея рыцарства. Услышав историю об ордене мальтийских рыцарей, Павел «изволил забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером Мальтийским». А Екатерина – можно сказать, вдова горе-мужа и мать горе-сына, достойно исполняющая державные обязанности при помощи преданных слуг-конфидентов.
Постановщики спектакля Театра старинной музыки позволили себе намеки именно на такое прочтение либретто: мать Горебогатыря иногда говорит по-немецки, ее мужа душат веревкой…
Висенте Мартин-и-Солер родился в Испании в 1754 году. Учился музыке в Болонье у известного педагога и теоретика музыки Падре Мартини. Как оперный композитор дебютировал в 1775 году в Мадриде, но вскоре переехал в Неаполь, где написал оперы «Ифигения в Авлиде», «Андромаха» и др., которые с успехом ставились в разных городах Италии. В 1785 переехал в Вену ко двору императора Иосифа II. Написал там комические оперы «Редкая вещь», «Древо Дианы» и др., имевшие огромный успех. Познакомился с Моцартом, с Сальери. Моцарт увековечил отрывок из «Редкой вещи», процитировав его в финале своего «Дон Жуана».
В 1788 Мартин-и-Солер был приглашен императрицей Екатериной II в Россию и до самой своей смерти жил и работал в Санкт-Петербурге. Здесь им были написаны оперы «Горебогатырь Косометович» (1789), «Песнолюбие» (1790), «Федул с детьми» (1791, совместно с Пашкевичем), «Деревенский праздник» (1798), несколько балетов и другие произведения. Стиль итальянской оперы сохранен и в петербургских сочинениях, но в то же время в них умело использованы мелодические обороты русских песен. Мартин-и-Солер писал музыку изящную, непринужденную, позволяющую скрыть многие несовершенства тогдашних оперных либретто.