background1 background2 background2

Памяти Алисы Косьян (1981–2020)

Алиса Косьян родилась 14 июля 1981 года в Геленджике. Осенью 2000 года, учась на третьем курсе биологического факультета МГУ, пришла в Театр старинной музыки и со временем вошла в число ведущих солистов.

Алиса Косьян и Альберт Бурыкин в спектакле «Горебогатырь Косометович», 2005 год

Алиса Косьян в спектакле Театра старинной музыки «Горебогатырь Косометович», 05.04.2005

После окончания МГУ Алиса училась в аспирантуре и затем работала в Институте проблем экологии и эволюции имени Северцова, параллельно работала также в Институте океанологии имени Ширшова. Занималась морскими моллюсками. Любила Черное море, любила нырять.

И вдруг – трудно поверить своим глазам: «17 июня навсегда ушла под воду Алиса Косьян». В районе Анапы с маломерного судна погрузилась с аквалангом в воду для изучения придонного течения и отбора проб грунта с морского дна. И не поднялась наверх, не вынырнула… Первое сообщение об этом появилось на сайте МК 19 июня 2020 года. Два дня интенсивных поисков не дали результата, тело удалось найти лишь через несколько дней, 23 июня. Что стало причной трагедии – точно не известно, следствие продолжается.

Алисе было 38 лет. Успешно занималась наукой, опубликовала более 30 статей в научных журналах, в том числе ведущих международных. Можно почитать пост в Фейсбуке на странице института, в котором работала Алиса. Была прекрасной матерью, много времени и сил отдавала воспитанию своей дочери Сони, которой на момент трагедии было 12 лет.

Помогала бездомным животным, брала домой и лечила кошек, пристраивала в добрые руки собак. Об этом мало кто знал, Алиса это не афишировала. Была еще одна важная сторона жизни, о которой ничего не знал совсем уж никто из участников Театра старинной музыки. С 2012 года Алиса постоянно занималась детьми из неблагополучных семей. Тратила на это много времени, душевных сил, материальных средств. Берегла и поддерживала свои подопечные семьи. Разделяла с ними боль и радость, находила слова утешения, помогала преодолевать жизненные неурядицы. Не сдавалась, не опускала руки, верила в лучшее в людях… Об этой стороне жизни Алисы есть замечательный рассказ на сайте «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Памяти Алисы посвящена интересная и очень содержательная страница на сайте «Морские берега Крыма». Помимо прочего, там множество фотографий, воспоминания ее друзей.

Алиса Косьян в Театре старинной музыки

Первое выступление Алисы в составе Театра старинной музыки состоялось 17 октября 2000 года. Это было юбилейное представление «20 лет и всё про это», посвященное 20-летию Театра. Показывали сцены из нескольких разных спектаклей. В самом первом номере, впервые появившись на сцене, Алиса предстала в образе одной из фей Титании – это был фрагмент «Королевы фей» Генри Пёрселла, вошедший в спектакль Театра старинной музыки «Английское начало». В следующем номере Алиса была в числе исполнителей мадригалов из спектакля ТСМ «У подножия Парнаса». После этого дебюта Алиса участвовала во всех выступлениях Театра.

В 2003 году Театр старинной музыки поставил спектакль «Орфей и Эвридика, или Два взгляда на одну любовную историю». Начальная часть, примерно треть спектакля, выдержана в старинно-классическом стиле, в ее основу легли опера Клаудио Монтеверди «Орфей», созданная им в 1607 году, и опера Кристофа Виллибальда Глюка «Орфей и Эвридика», появившаяся в 1762 году. Затем жанр кардинально меняется, и зритель видит оперетту Жака Оффенбаха «Орфей в аду», которая впервые была исполнена в Париже в 1858 году. Именно поэтому в названии спектакля написано: «Два взгляда на одну любовную историю».

В этом новом спектакле, премьера которого состоялась в марте 2003 года, Алиса исполнила роль богини Дианы во второй части, в оперетте «Орфей в аду». Это было ее первое выступление в качестве солистки в спектакле ТСМ. Исполнители спектакля преимущественно сами делали для себя костюмы, так что весь облик богини Дианы в этом спектакле создан самой Алисой. Получилось замечательно.

Можно посмотреть видеозапись спектакля «Орфей и Эвридика», причем начиная прямо с тех кадров, где Алиса впервые появляется на сцене в образе богини Дианы:

А вот и радостный финал спектакля «Орфей и Эвридика», на фотографии (слева направо) – Алиса Косьян (богиня Диана), Александра Башилова (Эвридика), Александр Коган (бог Юпитер), Елена Ставнивенко (богиня Юнона), Дмитрий Шерстенников (Орфей):

Финал спектакля Театра старинной музыки «Орфей и Эвридика, или Два взгляда на одну любовную историю», 05.04.2005. Алиса Косьян, Александра Башилова, Александр Коган, Елена Ставнивенко, Дмитрий Шерстенников

В 2004 году Алиса, по-прежнему исполняя роль богини Дианы во второй части, сыграла еще и Орфея в первой части этого спектакля. Это уже, несомненно, роль ведущей солистки.

Алиса Косьян в роли Орфея:

Алиса Косьян в роли Орфея в спектакле Театра старинной музыки «Орфей и Эвридика, или Два взгляда на одну любовную историю», 05.04.2005 Алиса Косьян в роли Орфея в спектакле Театра старинной музыки «Орфей и Эвридика, или Два взгляда на одну любовную историю», 05.04.2005

Спектакль, где Алиса исполняла две роли – Орфея и богини Дианы – состоялся в ноябре 2004 года. Его можно посмотреть в YouTube целиком, с самого начала:

*   *   *

Спектакль Театра старинной музыки «Жизнь великолепного господина Генделя» был поставлен в 1995 году. После долгого перерыва его решили вновь показать в 2004 году. В одной из сцен отражено острое соперничество двух великих певиц XVIII века: сопрано Франчески Куццони и меццо-сопрано Фаустины Бордони. В 2004 году роль Фаустины Бордони исполнила Алиса. Она замечательно справилась с этой ролью капризной примадонны:

Алиса Косьян в роли Фаустины Бордони в спектакле Театра старинной музыки «Жизнь великолепного господина Генделя», 14.04.2004 Алиса Косьян в роли Фаустины Бордони в спектакле Театра старинной музыки «Жизнь великолепного господина Генделя», 05.04.2005 Алиса Косьян в роли Фаустины Бордони в спектакле Театра старинной музыки «Жизнь великолепного господина Генделя», 05.04.2005

Можно посмотреть фрагмент этого спектакля, начинающийся как раз со сцены ссоры Франчески и Фаустины, роли которых исполняли Александра Башилова и Алиса Косьян:

*   *   *

В 2005 году Театр старинной музыки отмечал свое 25-летие. Юбилейное представление состоялось 5 апреля.

Первым номером была показана русская комическая опера «Горебогатырь Косометович», которую написал живший в России испанский композитор Висенте Марти́н-и-Соле́р по либретто императрицы Екатерины II. Впервые эта опера была показана в Санкт-Петербурге в 1789 году. Театр старинной музыки поставил ее в 2001 году. Этот номер из юбилейного представления можно посмотреть с самого начала или с того места, где на сцене появляется Алиса.

Затем перед зрителями предстали сразу три Орфея, три разных исполнительцицы этой роли: Евгения Малеева, Ольга Сильченко и Алиса Косьян. В таком необычном варианте были показаны фрагменты первой части спектакля «Орфей и Эвридика». Во второй части спектакля все было как обычно, Алиса Косьян исполняла роль богини Дианы. Можно посмотреть, как все боги вместе весело поют, отправляясь в царство Плутона на поиски Эвридики.

В этом юбилейном представлении зрителей ждала еще и премьера: Театр старинной музыки впервые показал комическую оперу (comédie-parade) «Говорящая картина», которую написал французский композитор Андре Гретри в 1769 году. Алиса там исполнила роль одной из служанок Изабеллы. Это премьерное представление оперы опубликовано как отдельное видео.

В заключительной части представления был показан фрагмент спектакля ТСМ «Carmina Profana», на музыку кантаты Карла Орфа «Carmina Burana». Алиса там, страшно сказать, участвовала в шабаше на Лысой горе вместе с самой Вальпургией.

Финал юбилейного представления Театра старинной музыки, 05.04.2005. Алиса – крайняя справа.

Финал юбилейного представления Театра старинной музыки по случаю его 25-летия, 05.04.2005

*   *   *

В 1988 году Театр старинной музыки поставил спектакль «Английское начало». В этом названии – игра слов: имеются в виду и шахматный дебют, и первый выдающийся английский композитор Генри Пёрселл (1659-1695), который в некотором смысле положил начало английской музыке. Подзаголовок был такой: спектакль-матч между оперой Пёрселла «Королева фей» (1692) и балладной оперой Джона Гея «Опера нищих» (1728), высокое против низкого. Соответственно, в спектакле есть сцены из обеих этих опер.

Спектакль «Английское начало» показали, после долгого перерыва, в 2006 году. В сценах из «Оперы нищих» Алиса исполнила роль Бетти Стибри (в оригинале это Betty Doxy), одной из «леди улицы, women of dubious virtue». Можно посмотреть фрагмент спектакля, в котором на сцене постоянно присутствуют Алиса и другие «леди улицы»:

В «Королеве фей» есть сцена, где олицетворенные Времена года одно за другим предстают пред Титанией и Обероном, приветствуют их и, конечно, поют. Алиса предстала в роли Лета. Можно посмотреть соответствующий отрывок спектакля «Английское начало», Алиса там появляется с первых кадров:

*   *   *

«У подножия Парнаса» – один из первых спектаклей Театра старинной музыки, он был поставлен в 1987 году. В основе спектакля лежит мадригальная комедия «L’Amfiparnaso», написанная в 1597 году итальянским композитором Орацио Векки (Orazio Vecchi). Но изюминка в том, что мадригалы перемежаются с итальянской музыкой самых разных времен.

В 2007 году зрители увидели обновленную постановку этого спектакля. В числе персонажей спектакля – Лелио и Ниса, влюбленные друг в друга. Роль Нисы исполнила Алиса Косьян. А в роли Лелио выступил Валерий Никитин, земляк Алисы, тоже родом из Геленджика – такое вот удивительное совпадение.

Лелио (Валерий Никитин) и Ниса (Алиса Косьян), 10 апреля 2007 года


Алиса Косьян в роли Нисы и Валерий Никитин в роли Лелио, спектакль Театра старинной музыки «У подножия Парнаса», 14.04.2004

А вот и видеозапись – Atto primo, Scena seconda (Aкт 1, Сцена 2) – та самая часть спектакля, где главные действующие лица Лелио и Ниса:

*   *   *

Около половины выступлений Театра старинной музыки составляют концерты. Вот несколько концертных номеров с участием Алисы.

*   *   *

В июле 2020 года появился замечательный фотоальбом, посвященный Алисе. В нем 64 фотографии 2002–2007 годов, запечатлевшие Алису в составе Театра старинной музыки. Большинство этих фото – с улучшенным качеством, в той или иной степени подредактированы, специально для этого альбома, и в таком виде опубликованы впервые.

Этот фотоальбом «Памяти Алисы Косьян (1981–2020)» можно увидеть в Фейсбуке, но для этого надо быть зарегистрированным в этой соцсети.

А в сети ВКонтакте альбом может смотреть любой, кто имеет ссылку, без необходимости регистрироваться. Это вот здесь: vk.com/album114040905_273509677.

*   *   *

Алиса пела в Театре старинной музыки до конца 2007 года. Ушла, когда не за горами было рождение ребенка, дочки Сони. Надеялась со временем вернуться, но не сложилось, у нее оказалось и без того слишком много дел и забот.

Вспоминает Алексей Головастиков:

С 1986 года я стал играть на флейте в Театре старинной музыки. И тогда же начал записывать выступления Театра на качественные кассетные магнитофоны, причем был единственным, кто в те времена делал записи выступлений ТСМ. В 2002 году принялся осваивать компьютерный звуковой редактор, оцифровывать свои магнитофонные кассеты. К тому времени я давно уже перешел в категорию зрителей, но тесные связи с Театром старинной музыки остались навсегда.

Возникла идея сделать приятный сюрприз всем участникам ТСМ: создать аудио CD с избранными номерами из моих старых записей. Хотелось сделать все как можно более качественно. Долго выбирал номера и порядок их расположения на диске. Собственноручно изготовил обложку для этого своего компакт-диска. Вот так выглядела коробка с диском:


Обложка аудио CD «Театр старинной музыки. Из давних выступлений», появившегося в 2002 году

28 декабря 2002 года я принес этот диск на «рождественские посиделки» – традиционную предновогоднюю встречу участников ТСМ дома у руководителя Театра, Валерия Крейсберга. По традиции каждый приходит туда с каким-нибудь подарком и, никому не показывая, кладет его в большой «мешок Деда Мороза». Около девяти часов вечера начинается раздача подарков: «Снегурочка» нащупывает в этом мешке подарок, но никто не видит, какой именно, а Валерий Крейсберг говорит, кому его вручить. В результате каждый получает подарок случайным образом, не зная, от кого он.

В тот вечер я положил в мешок Деда Мороза свой диск. И он достался Алисе Косьян! Радость была всеобщей и бурной, это ведь был полнейший сюрприз для всех. Диск сразу запустили, зазвучало Kyrie из си-минорной мессы Баха, и при первых звуках Крейсберг, сделав удивленное лицо, полушутливо спросил: «А это точно не оркестр фон Караяна?» В те времена было очень неожиданно услышать Театр старинной музыки с компакт-диска, аудио CD воспринимались как нечто очень «фирменное и крутое».

Алису я тогда увидел впервые – по крайней мере, вблизи. Мелькнула мысль про некоторое сходство с Анастасией Вертинской. Но главное – во внешности, движениях, манерах Алисы, даже в том, как она приняла подарок, мне отчетливо увиделось что-то царственное.

Алиса, конечно, сразу поняла, от кого ей достался подарок. Так вот мы и познакомились. Но ведь с царственными особами, согласно этикету, не положено затевать беседы по собственной инициативе. Да и, казалось, что я могу такое уж необыкновенное рассказать Алисе? В общем, я стушевался. Алиса тоже не проявила инициативы – может, просто из скромности.

Общение началось лишь через пару лет, тоже на «рождественских посиделках» дома у Крейсберга. К тому времени я уже хорошо знал, что Алиса учится на биофаке. Мне стало интересно узнать, на каком отделении, чем конкретно занимается. По той оживленной реакции, какую вызвал мой вопрос, я сразу понял, насколько Алиса увлечена наукой. Она почти что прочитала мне небольшую лекцию о беспозвоночных, о морских моллюсках, которые были главным объектом ее научных интересов. Возникло ощущение, что Алисе вообще приятно со мной общаться. После этого мы уже разговаривали на самые разные темы.

Последний раз мы с ней виделись на очередных рождественских посиделках в декабре 2007 года. Алиса тогда высказала мне некоторые соображения, как улучшить оформление обложки моего компакт-диска с записями ТСМ, который по-прежнему оставался востребованным. Я с интересом выслушал, согласился. И готов был в скором будущем вручить Алисе новую обложку. Но было уже известно, что Алиса уходит из Театра старинной музыки. Я спросил, нет ли какого-то способа с ней связаться. Алиса ответила, что обложка для CD – это не к спеху, можно и когда-нибудь потом. Затем приложила руки к сердцу и со всем своим незаурядным артистизмом проникновенно сказала: «Я буду ждать!» Эта сцена, которая украсила бы любой спектакль, осталась у меня в памяти навсегда.

Время шло, я стал серьезно заниматься записью выступлений Театра старинной музыки, работой со звуком. Это был уже совсем другой уровень качества по сравнению с тем, что было на моем CD. Вообще за те годы, что мы с Алисой не общались, много что произошло, и мне очень многое хотелось ей рассказать.

Я нашел Алису через интернет, сразу обрушил на нее кучу разной информации. И получил ответ, который раскрыл для меня еще одну грань Алисы, дотоле мне неизвестную. По этому поводу я написал ей:

«Алиса, получить такое письмо – замечательное с литературно-языковой точки зрения, да еще и (прошу прощения за профессиональное занудство) с различением тире и дефиса и с «парными» кавычками, а вдобавок получить его в соцсети – это за гранью реальности, в наше время такого категорически не может быть… полагал я, пока не получил. Без преувеличения, ты перевернула мою картину мира. Даже филологи «из раньших времен» стали писать уже кое-как. А ты ведь, вроде, и не филолог, и не из раньших времен… Одним словом, получил эстетическое наслаждение. На грани шока. По-моему, у тебя есть какие-то литературные (или журналистские) таланты. Только не считай необходимым всегда держать такую высокую «планку». Думаю, написать такое письмо – это далеко не пять минут, а со временем у тебя наверняка туго. Поэтому, если вдруг вздумается что-то быстренько кое-как черкнуть, то не сомневайся ни секунды. Мне и самому нередко приходится сдерживать свои порывы написать длинное изящное письмо приятному человеку, иначе могу только этим и заниматься, и наступает разруха :)»

Мы увлеченно общались и на темы, связанные с Театром старинной музыки, и на самые разные другие темы. Я рассказывал Алисе все, что казалось интересным, развлекательным. Показал ей выложенный мной фильм о лингвистической экспедиции на север Камчатки, в которой я участвовал летом 1971 года, закончив второй курс филфака МГУ.

Алиса написала:
«Фильм – прелесть! Маме моей тогда было 25 лет, она как раз закончила истфак. Посмотрела и представила, какой она могла быть в то время. Такие лица чудесные, да еще и крупным планом. Русалки ваши, молодые пригожие студентки, хороши! А монолингва – смеющаяся застенчивая бабка с редкими зубами и высохшей кожей – кажется каким-то совершенно древним существом из других времен (что так и есть, в принципе), хотя вряд ли ей сильно много лет. И так восхитителен их контраст, и так здорово, что сидят, разговаривают и смеются вместе где-то на краю земли. Камчатка – это моя мечта. Была только на Сахалине и Итурупе. Я занимаюсь моллюсками (трубачами) из дальневосточных морей, из Олюторского залива тоже много проб обрабатывала. Интересно, почему язык алюторский, а залив – Олюторский? И еще интересно, почему они икру выбрасывали (ужас, сердце кровью обливается). Ну и по-настоящему жаль, что язык этот уже вымер, практически: согласно Википедии, в 2010 г. на нем говорили 25 человек.»

Немало переписывались мы и на «кошачьи» темы. Последний раз я получил от Алисы письмо в апреле 2020 года, и оно было как раз про кошек.

Не раз мы подумывали встретиться, вместе сходить на выступление Театра старинной музыки. Но как-то не складывалось, у Алисы было слишком много дел, даже и на переписку зачастую не хватало времени. Я к этому относился с полным пониманием.

*   *   *

В Театре старинной музыки сохранились чрезвычайно теплые воспоминания об Алисе едва ли не у всех, кто ее знал.

Вера Щугорева:
«Очень хорошо помню Алису. Чудесная девушка! Как же ей подходило ее имя! Спасибо, Алиса, что была в нашей жизни!»

Александра Тертель:
«Талантливая, тонкая, ироничная, умная и очень добрая. Непохожая на других, воздушная, неземная…»

Татьяна Гугуева:
«Такой хороший, светлый, талантливый человек!»

Карина Пополова:
«Да, она была такая светлая, жизнерадостная, такая солнечная улыбка у нее всегда была…»

Андрей Кирсанов:
«Прекрасно помню Алису. Один раз даже встретил ее в Геленджике в декабре 2008 года. Последний раз видел ее лет пять назад в Театре ГИТИСа (на Пилюгина 2), куда она пришла вместе с ребенком. Обменялись воспоминаниями о ее пребывании в ТСМ. Всегда буду помнить тебя, Алиса… (Слеза прошибла…)»

Андрей Кирсанов в предновогоднюю пору регулярно работал Дедом Морозом. Однажды он подбил Алису присоединиться к нему в качестве Снегурочки. Они вместе ходили по квартирам, поздравляли детишек. По воспоминаниям Андрея, ему очень легко и хорошо работалось с Алисой. Она смастерила картонные картинки-бейджики с персонажами сказки про елочку, которыми Андрей с тех пор регулярно пользовался, вспоминая при этом одну из лучших своих Снегурочек – Алису.

Поездка Театра старинной музыки в Минск, 2006 год.
Слева – Алиса Косьян, на заднем плане – Андрей Кирсанов:


Поездка Театра старинной музыки в Минск, 2006 год. Слева - Алиса Косьян, сзади - Андрей Кирсанов.